ФЭНДОМ

Эффект бабочки — термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем. Незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и в другое время.

История термина Править

Детерминированно-хаотические системы чувствительны к малым воздействиям. В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, ошибки и неопределённость нарастают экспоненциально с течением времени. Э. Лоренц назвал это явление эффектом бабочки: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии («эффект бабочки» вызывает и аллюзию к рассказу 1952 г. Р. Брэдбери «И грянул гром», где гибель бабочки в далёком прошлом изменяет мир будущего). «Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении… Предсказание становится невозможным» (А. Пуанкаре, по: Хорган, 2001).

Так же данная теория косвенно имеет место в фильме «Оксфордские убийства», где вскользь брошенная фраза изменяет всё понимание происходящего и даёт логическое объяснение совершённым преступлениям.

Так же данная теория (и само использование термина) есть в «Героях», где в первой серии третьего сезона Питер Петрелли из будушего вернулся в прошлое. Почти убив своего брата он повернул всё будушее вспять. Во второй серии Питер пытается вернуть всё на круги своя, и поэтому на вопрос «а почему ты сам не сделаешь?», он ответил «я передавил слишком много бабочек» (что является отссылкой к рассказу «И грянул гром»).

В основу фильма «Взмах крыльев мотылька» положен миф о том, что взмах крыльев мотылька над Атлантикой способен вызвать ураган в Тихом океане. Так в течение всего лишь одного дня принимает другой оборот не только жизнь главной героини Ирен (Одри Тоту), но и других, самых разных людей, оказавшихся в этот момент в Париже. Причиной глобальных изменений служат, казалось бы, совершенно незначительные вещи: плитка шоколада, белый камушек, таракан, лист салата, кусочек печенья, случайно услышанное слово и многое другое. Герои фильма пытаются узнать свою судьбу при помощи примитивных гаданий и жребиев, уловить знаки свыше в голубином помете, опустившемся именно на ту самую фотографию, понять, почему всё произошло так, а не иначе, и удивляются окружающим их явлениям.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики