ФЭНДОМ

При́нцип джи́т-наде́жности - способ повышения надежности функционирования системы путем резервирования энергии или информации.

Повышение надежности функционирования технической системы [1] всегда было и остается актуальной, но трудноразрешимой проблемой. Наиболее распространенным способом уменьшения отказов является введение структурной избыточности в систему. [2] Для этого, например, дублируют наиболее ответственные элементы схемы. В большой системе такой путь повышения надежности не всегда приемлем, вследствие дороговизны элементов или невозможности их размещения.

Принципиально другой путь повышения надежности системы заключается в том, что в нее вводится не структурная, а энергетическая избыточность. Такой путь называется методом «джит-надежности» (англ. «JIT-reliability») или JIT — «Точно в срок»). Принцип "Точно в срок" являтся основополагающим в логистике, бережливом производстве, системе по управлению качеством, программировании.

Действие принципа джит-надежности можно показать на примере электрической релейной схемы. Традиционно для снижения вероятности отказа схемы устанавливаются параллельно реле. По принципу джит-надежности на входе питания схемы повышается напряжение, последовательно устанавливается гасящий резистор. При отказе работы какого-либо контакта на нём мгновенно, по закону Ома, возрастает напряжение, с учетом резервной мощности. Работа схемы восстанавливается. Интуитивно этот принцип давно используется в электрических и гидравлических системах.

Принцип джит-надежности основывается на способности системы к самоорганизации. Особое значение он может получить при создании систем по нанотехнологии, систем «человек-машина» и глобальных систем. Знания и их производство также можно отнести к джит-надежности.

Ссылки Править

Литература Править

  • Дж. Фон Нейман. Теория самовоспроизводящихся автоматов. «Мир». М., 1971.
  • Лившиц В. М. Принцип джит-надежности.//Приборы и системы управления. 1991. № 1.
  • Шрейдер Ю. А. Надежность структурная. ЭСТ, т.2.