ФЭНДОМ

Автоно́мия (греч. αὐτονομία — самозаконие: «autos» — сам и «nomos» — закон) — индивидуальная свобода действия.

Философия Править

В философии автономия — самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант);

Право Править

В юридическом понимании автономия — это право, предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление - следствие децентрализации государственной власти в форме нормативно-правового закрепления передачи прав административно-территориальным единицам государства по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением - равноправноправием всех административно-территориальных единиц, автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные - в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, и национальные - в реализации особых прав этнических групп.

В средние века существовали самые обширные и разнообразные автономии, колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают автономии, способной нарушать равноправность. Но и теперь, признается, конечно в границах закона, автономия общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до конца XIX — начала XX автномию династических родов и дворян-землевладельцев, в той степени, в которой она не противоречит государственному устройству и не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т.п.).

Литература Править

  • Гнейст. Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w. B., 1869.
  • Л. Штейн. Учение об управлении / Рус. пер. Спб., 1877.

Кибернетика Править

Основная статья: Самоуправление

Если мы говорим об автономии в человеческом организме, фирме или системе, то имеем в виду, что та или иная её часть или определённая функция сама отвечает за её регулирование. При довольно свободном толковании автономии можно перевести это слово как «самоисполнение закона».

Шаблон:State-stub 
Шаблон:Poli-stub